Использование проективной методики РАТ в диагностике дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
В диагностическом варианте стимульные изображения представлены восемью контурными рисунками, на которых изображены два, реже три человека. Каждый персонаж изображен в условной манере (пол, возраст, социальный статус по картинке определить не возможно). Экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяет судить о том, что на каждой картинке изображена ситуация взаимодействия. Л.Н. Собчик предполагает, что методика может быть использована для изучения отношений в семье, коллективе [1].
При развитии восприятие у детей старшего дошкольного возраста опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы. Важнейшим эталоном развития является переход от непроизвольного возникновения представлений к умению произвольно вызывать нужные представления.
Благодаря разнообразным действиям образ предмета становится дифференцированным, т.е. выделяются детали, части. Кроме того, у детей происходит формирование обобщенного образа представления о предмете, на основе которого формируется графический образ, который тесно связан с развитием изобразительной деятельности. Графический образ представляет собой представление о том, как предмет должен быть изображен. Он включает зрительные образы предмета, представления о нем, а так же двигательные представления о том, как должно быть построено изображение. Графический образ присутствует в рисунках детей различного возраста и уровня интеллектуального развития.
Развитие мышления ребенка старшего дошкольного возраста позволяет ему выделять скрытые свойства изображения предметов и осуществлять действия в плане моделей, отражающих эти объекты. В дошкольном возрасте ребенок, как правило, имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. При определенных условиях графические образы превращаются в застывшие шаблоны, т.к. они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих [3].
У ребенка старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей восприятия и мышления формирование графического образа происходит с особенностями.
Познавательный опыт старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью крайне ограничен. Знакомство с сенсорными эталонами у них по времени задерживается. При самостоятельном рассмотрении объектов они не ориентируются на существенные черты, а выделяют легко заметные признаки, которые «лежат на поверхности» и не требуют сложной аналитической и синтетической деятельности мышления. Скрытые свойства объектов, мелкие детали самостоятельно не замечаются и даже с помощью взрослого выделяются с трудом.
В целом, графическому языку изображений свойственна низкая избирательность и вариативность в использовании художественно-выразительных средств. Нарушение интеллекта носит своеобразие в графический образ рисунков. Отклонения в развитии перцептивной, познавательной, эмоционально-волевой сферы, слабая согласованность зрительно-двигательного взаимодействия, неадекватно выражаемые эмоции, ограниченный опыт эстетического восприятия снижают его качество [2].
В проведении исследования принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста (ДДУ № 237, СДУ № 235). Сравнительный анализ результатов исследования показал:
- дети общеобразовательного детского сада видят в картинках людей определенного пола и возраста, могут составить относительно связный рассказ, определяют эмоциональный контекст изображенного действия, представляют связи и отношения между частями рисунка.
- дошкольники с интеллектуальной недостаточностью видят людей в нарисованных человечках, но часто не определяю их действие, не связывают три фигуры в сюжет. В схематическом образе человека они видят чаще лиц мужского пола. Они также составляют рассказы, выделяют эмоциональный контекст, но не всегда соотносят все части изображения.
В результате исследования возможности использования методики РАТ для изучения детей с нарушениями интеллекта можно сделать следующие выводы:
- во-первых, использовать методики РАТ для изучения дошкольников старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью возможно.
- во-вторых, методика требует дополнительной модификации, в частности сокращение предъявляемых картинок до четырех, исключение картинок с изображением более двух человечков.
Литература
1. Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест РАТ. С.-П.2002.
2. Специальная психология: учеб.пособие для студентов высш.пед.учебных заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. М.: «Академия», 2005.
3. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО издательство ЭКСМО, 2000.