Использование проективной методики РАТ в диагностике дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Методика РАТ представляет собой компактный модифицированный вариант тематического апперцептивного теста Г. Мюррея, предложенного Л.Н. Собчик.

    В диагностическом варианте стимульные изображения представлены восемью контурными рисунками, на которых изображены два, реже три человека. Каждый персонаж изображен в условной манере (пол, возраст, социальный статус по картинке определить не возможно). Экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяет судить о том, что на каждой картинке изображена ситуация взаимодействия. Л.Н. Собчик предполагает, что методика может быть использована для изучения отношений в семье, коллективе [1].

    При развитии восприятие у детей старшего дошкольного возраста опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы. Важнейшим эталоном развития является переход от непроизвольного возникновения представлений к умению произвольно вызывать нужные представления.

    Благодаря разнообразным действиям образ предмета становится дифференцированным, т.е. выделяются детали, части. Кроме того, у детей происходит формирование обобщенного образа представления о предмете, на основе которого формируется графический образ, который тесно связан с развитием изобразительной деятельности. Графический образ представляет собой представление о том, как предмет должен быть изображен. Он включает зрительные образы предмета, представления о нем, а так же двигательные представления о том, как должно быть построено изображение. Графический образ присутствует в рисунках детей различного возраста и уровня интеллектуального развития.

    Развитие мышления ребенка старшего дошкольного возраста позволяет ему выделять скрытые свойства изображения предметов и осуществлять действия в плане моделей, отражающих эти объекты. В дошкольном возрасте ребенок, как правило, имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. При определенных условиях графические образы превращаются в застывшие шаблоны, т.к. они отвечают элементарным требованиям изображения и находят признание у окружающих [3].

    У ребенка старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей восприятия и мышления формирование графического образа происходит с особенностями.

    Познавательный опыт старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью крайне ограничен. Знакомство с сенсорными эталонами у них по времени задерживается. При самостоятельном рассмотрении объектов они не ориентируются на существенные черты, а выделяют легко заметные признаки, которые «лежат на поверхности» и не требуют сложной аналитической и синтетической деятельности мышления. Скрытые свойства объектов, мелкие детали самостоятельно не замечаются и даже с помощью взрослого выделяются с трудом.

    В целом, графическому языку изображений свойственна низкая избирательность и вариативность в использовании художественно-выразительных средств. Нарушение интеллекта носит своеобразие в графический образ рисунков. Отклонения в развитии перцептивной, познавательной, эмоционально-волевой сферы, слабая согласованность зрительно-двигательного взаимодействия, неадекватно выражаемые эмоции, ограниченный опыт эстетического восприятия снижают его качество [2].

    В проведении исследования принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста (ДДУ № 237, СДУ № 235). Сравнительный анализ результатов исследования показал:

    • дети общеобразовательного детского сада видят в картинках людей определенного пола и возраста, могут составить относительно связный рассказ, определяют эмоциональный контекст изображенного действия, представляют связи и отношения между частями рисунка.
    • дошкольники с интеллектуальной недостаточностью видят людей в нарисованных человечках, но часто не определяю их действие, не связывают три фигуры в сюжет. В схематическом образе человека они видят чаще лиц мужского пола. Они также составляют рассказы, выделяют эмоциональный контекст, но не всегда соотносят все части изображения.

    В результате исследования возможности использования методики РАТ для изучения детей с нарушениями интеллекта можно сделать следующие выводы:

    • во-первых, использовать методики РАТ для изучения дошкольников старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью возможно.
    • во-вторых, методика требует дополнительной модификации, в частности сокращение предъявляемых картинок до четырех, исключение картинок с изображением более двух человечков.

    Литература

    1. Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест РАТ. С.-П.2002.
    2. Специальная психология: учеб.пособие для студентов высш.пед.учебных заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. М.: «Академия», 2005.
    3. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО издательство ЭКСМО, 2000.

    Обработка файлов cookie
    Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

    Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
    Персональные настройки Cookie